Для одних людей автомобиль еще роскошь, для других - только средство передвижения. Но встречаются и такие, для кого он, главным образом, средство удовлетворения своих амбиций. Моральную сторону этого аспекта обсуждать здесь не будем. А вот о безопасности давайте поговорим, причем как тех, кто занимается специфическим тюнингом, так и окружающих.
ГОЛУБЫЕ ФАРЫ
Человека, превращающего автомобиль в новогоднюю елку, нет смысла спрашивать, зачем он это делает. Наверное, считает, что так его машина выглядит "круче", или верит, что колба лампы, покрашенная в голубой цвет, резко увеличивает световой поток.
Развеять последнее заблуждение мы попросили специалистов отдела световых приборов НИИ Автоэлектроники. Для большей убедительности купили семь пар цветных ламп - тех, что чаще встречаются в торговых точках Москвы. Многие с интерференционным покрытием - переливающимся всеми цветами радуги. Для сравнения взяли и обычную лампу от проверенного производителя (попадавшего ранее в наши тесты).
Изделиям учинили проверку на соответствие действующим стандартам. Вначале оценили, какой световой поток вообще способна дать лампа, затем измерили светораспределение - сколько света попадает на дорогу, на обочину, а сколько - в глаза встречным.
Уже первые замеры заставили усомниться в незаурядных возможностях чудо-ламп, о которых сообщал текст красивых этикеток. Несмотря на немалую цену, шесть образцов из восьми не дотянули до требований стандарта по самым банальным показателям - световому потоку в режимах ближнего и дальнего света. Попросту говоря, количество света, испускаемое лампами, очень мало. Не мудрено, что в более тяжелой номинации - обеспечивать сложное светораспределение - приемлемый результат таких изделий весьма сомнителен.
КАК НИ КРУТИ
Оценивая параметры светораспределения, специалистам действительно приходится крутить лампы. В зависимости от того, как они будут установлены на стенд, получим и разные результаты. В случае с нашими, не совсем обычными лампами действовали все же по самому обычному алгоритму.
Вначале каждое изделие ставили на стенд так, чтобы освещенность в точке 0-0, расположенной точно по центру (см. рисунок), соответствовала 0,7 лк. Это считается нормой для доброкачественной продукции. Проверяли, что выдает каждая из ламп, и, если она проваливала требования стандарта (Правило ЕЭК ООН № 20), давали ей последний шанс - помещали так, чтобы обеспечить в центральной точке максимально допустимую освещенность 0,84 лк. Но теперь уже честно заносили в протоколы все, что получается, даже если у лампы не получается ничего. А таких горе-лампочек, как, наверное, можно догадаться, оказалось много. Все, кроме одной! Причем единственная прошедшая испытания - обычная лампа штатной мощности и хорошего качества. Впрочем, была еще пара "модных" образцов, про которые можно сказать мягче - у них получилось не все или совсем немногое. На общем уровне это смотрится почти удовлетворительно, хотя продавать такое, конечно, нельзя. И уж тем более - ставить на машину.
ПО БОЛЬНОМУ МЕСТУ
Уж сколько раз твердили: не приобретайте для своей машины изделия сомнительного качества, тем более те, что напрямую влияют на безопасность. Не покупайтесь на модный голубой цвет "а-ля ксенон" или низкую цену за безродное изделие. Такие при надписях на упаковке 120/110 Вт зачастую освещают дорогу в 5-6, а то и в 8 раз хуже, чем нормальная лампа штатной мощности 60/55 Вт. Причем слепят встречных водителей куда сильнее, чем допустимо.
На многих голубых изделиях мы обнаружили любопытную надпись - 60/55 Вт (120/110 Вт). Такая двойная маркировка, по заверению продавцов, означает, что потребляемая лампой мощность - обычная, 60/55, а светит (!), как 120/110 Вт. Впрочем, как на самом деле светит каждый из купленных нами образцов, можно увидеть в таблице, где приведены и требования стандарта.
Есть, конечно, и у именитых производителей голубые лампы, способные уложиться в строгие требования, но не стоит думать, что дорогу в голубом свете будет видно лучше. Скорее наоборот, поскольку человеческий глаз с меньшей охотой воспринимает то, что смещено в синюю область спектра. Делайте выводы, господа!
1. "Осрам" (Osram) С бесцветной колбой. Мощность / 60/55
Вт. Цена / 85 руб.
Маркировка полностью соответствует Правилам ЕЭК ООН № 38. Лампа с большим запасом уложилась во все требования. Этот конкретный образец прошел бы и более строгие сертификационные испытания, где по ряду показателей требования на 20% строже. |
|
2. "Вестек" (Vestec) С интерференционным покрытием колбы.
Мощность / 60/55 (120/110) Вт. Цена / 270-300 руб. за пару. Этикетка желтого цвета. Маркировка вызывает сомнения, поскольку содержит фрагменты, давно не применяемые в современных изделиях. Отсутствует знак ультрафиолетовой защиты. Пожалуй, единственное из похожих друг на друга цветных изделий, более или менее приблизившееся к требованиям стандарта. В режиме ближнего света одна из пары таких ламп на 3-4% не дотянула до нормы по световому потоку и на 8% хуже отработала в одной из точек при формировании светового потока. Правда, все это достигнуто после повторной установки - при максимально допустимых 0,84 лк в центральной точке. |
|
3. "Ксенон" (Xenon) С колбой синего цвета. Мощность / 60/55
Вт. Цена / 270-300 руб.
Надпись "Made in Korea". Маркировка указывает на омологацию в Германии, однако с тем же номером официального утверждения, что и у пары других голубых коллег. Похоже, производители всего этого добра оперируют данными в маркировке, не особо задумываясь над их смыслом. Знака ультрафиолетовой защиты нет. На этикетке много заманчивых надписей: лампа заполнена ксеноном (Xenon gas filler), революция в автомобильном свете (Car lighting revolution). Между тем отработало изделие плохо. Недобор по световому потоку в режиме ближнего света свыше 30%, дальнего - почти 40%: показатель - один из худших. Правда, после двух установок отклонения от требований стандарта по основным показателям чуть превысили 20%. |
|
4. "Ксенон" (Xenon) С колбой синего цвета. Мощность / 60/55
Вт. Цена / 270-300 руб. Этикетка темно-синего цвета. Надпись - "Made in Korea". В отличие от своей почти полной копии (см. образец 3), изделие не имеет знаков омологации на лампе. Все та же сладкая песня про ксенон и новую революцию, но чуть больше несуразиц. Так, на упаковку лампы отчетливо нанесено слово Eaglite, которое мы не смогли корректно перевести на русский, а вот на самой лампе выдавлено уже другое Eagleye - по-нашему вроде "Орлиный глаз". В общем, не то логотип, не то товарный знак, но где-то написан с ошибкой. Недобор по световому потоку 30-45%. Светораспределение с отклонением от требований стандарта у одной из двух ламп... до трех раз (!) - очевидно, после двух установок. Вторая лампа в паре получше, но на нормальную тоже не тянет. |
|
5. "Вестек" (Vestec) С интерференционным покрытием колбы.
Мощность / 60/55 (120/110) Вт. Цена / 270-300 руб. за пару. Этикетка зеленого цвета. Маркировка вызывает все те же сомнения, что у аналогов; знака ультрафиолетовой защиты нет. М-да, чем дальше в лес, тем больше дров. А начиналось все так хорошо. Вполне сносный световой поток, уложившийся в требования при режиме ближнего света. Вот только из-за криво расположенной нити накала одна из ламп в точке 75R (см. рис.) показала освещенность меньше нормы в 6,86 раза! И это за 300 рублей! Надо ли говорить, что обе лампы в полтора раза сильнее слепят встречных и много слабее качественных ламп в режиме дальнего света. |
|
6. "Вестек" (Vestec) С интерференционным покрытием колбы.
Мощность / 60/55 (120/110) Вт. Цена / 270-300 руб. за пару. Этикетка синего цвета. Другой цвет этикетки не принес с собой удовлетворительной маркировки. Третье изделие со схожими внешним видом, этикеткой и качеством, если о таковом вообще уместно говорить. Несоответствие ламп почти по всем проверенным параметрам. Наибольшее отклонение - то же, что у предыдущего образца - в 6,86 раза. Только теперь "выдающийся" результат у обоих изделий в паре. Будем считать, что расположение "вестеков" по цветам - от плохого к очень плохому - случайно. Очевидно другое: общее низкое качество. |
|
7. "Фениция" (Phoenicia) С интерференционным покрытием
колбы. Мощность / 60/55 Вт. Цена / 55 руб. Название - звучное, а в остальном... Уже знакомые нам 30-40% недобора по световому потоку и уникальное по своей отвратительности светораспределение. Одна из "фениций" установила абсолютный рекорд за все время испытаний нами различных ламп - в точке 75R она выдала 1,1 лк (!) при допустимых для серийной продукции не менее 9,6 и норме для высококачественной лампы - 12 лк. Да и в точке 50R поделка показала 1,3 лк вместо тех же 9,6. Итого почти девятикратный недобор в одной точке и более чем семикратный в другой. Супер. |
|
Этикетка белого цвета. Ба, старые знакомые. Хоть предыдущее изделие и установило абсолютный рекорд по вредительству, четвертого представителя славной семьи "вестеков" мы оценили еще ниже. Его результаты лишь немногим уступают достижению горе-рекордсмена, но они почти одинаковы у обеих ламп в паре. То есть, если у "фениций" одна лампа рекордсмен и еще одна просто гадость, то у этих "вестеков" - оба представителя борются за рекордно плохие результаты. А командные достижения всегда были в почете. В общем, так плохо делать лампы даже теоретически сложно. Может, это спецзаказ для странных русских? материал: http://www.x-xenon.ru/ |