Признаюсь: я стараюсь скользить зимой везде,
где можно и где нельзя. Конечно, лучше выезжать поздно ночью, когда
движение минимальное, чтобы никого не испугать и никому не помешать.
Часто бывает так: вижу, что на дороге блестит лед – очень
скользко; разумеется, снижаю скорость, причем основательно, с запасом.
И вдруг оказывается, что еду все равно очень быстро для этого
скользкого места – здесь просто каток! Чудом вписываюсь в поворот
и думаю: «Ничего себе фишка! А если бы я ехал быстрее?»
Бывает, что и диск колеса об бордюр загнешь. Но это не потому, что
ездить не умеешь, а потому что ехал слишком быстро там, где не надо
было этого делать. Всегда зимой удивляюсь беспечности водителей –
это же очень опасно надеяться, что машину не понесет! Это обязательно
рано или поздно случится. Мы, автогонщики, носимся по льду с
головокружительными скоростями, боремся за десятые доли секунды,
нарушаем законы гравитации, а водители не могут в гололед безопасно
доехать из точки «А» в точку «Б». Как только
выпадает снег, я обязательно тренируюсь на площадке! Надо уметь
вызывать занос, снос, словом, двигать кузовом автомобиля. Настоящий
мужчина, живущий в России, просто обязан уметь безопасно ездить в
гололед! Всем желаю удачных тренировок.
Советы водителям
Михаил Горбачев, мастер спорта, тренер Александра Сотникова.
Важно понять, как перераспределяется вес машины при торможении или
резком сбросе газа. Водитель увидел скользкий поворот, испугался и
бросил газ. Он и до педали тормоза дотронуться не успел, а машину уже
закрутило. Теперь мы знаем почему. Вес перераспределился вперед, и
задние колеса потеряли сцепление. Вывернуть бы руль в сторону заноса и,
смело нажав на газ, пройти поворот «веером»! Но, увы,
большинство водителей не умеют делать этого, а учиться обычно не
считают нужным. Ну, причем здесь 30-летний стаж, если водитель не
освоил элементарных приемов управления автомобилем на льду? Или другой
пример: все знают, что руль надо вывернуть в сторону заноса. Но затем
его надо крутить обратно, не дожидаясь реакции автомобиля. Иначе машина
пойдет в ритмический занос – влево, вправо с увеличивающейся
амплитудой – и вылетит с дороги. Если одного резкого поворота
руля в сторону заноса недостаточно, нужно снова повернуть его и тут же
резко вернуть в исходное положение. Да, именно резко. Чтобы не
спровоцировать занос или снос, рулить надо очень плавно, нежно, но если
машина заскользила, прервать скольжение лучше резкими движениями А с
педалью газа в гололед надо всегда обращаться нежно. И резкое нажатие
на педаль газа, и резкий сброс газа приводят к заносу!
Устройство «настоящих ручников»
На самом деле «ручник» – очень важное приспособление
для настоящей раллийной машины. Чтобы в порыве гоночной страсти не
отломать ручку и не порвать трос, на гоночных машинах ручной тормоз
приводится в действие не тросиком, как на гражданских авто, а
гидравликой, как рабочие тормоза. Сам рычаг делается усиленным, а
главное – это кнопка. Ее механизм сделан наоборот: когда гонщик
(а иногда это делает штурман) дергает за рычаг, чтобы закинуть задок
машины и вписаться в узкий разворот, например на горной трассе, он
вообще не трогает эту кнопку. Это незачем: «ручник» не
фиксируется в поднятом положении. А когда надо в самом деле затормозить
ручником, например на старте скоростного участка, который дается на
подъеме, кнопку надо нажать, и рычаг зафиксируется в поднятом
положении. Стартовать «как на ралли» лучше всего на
скользком грунтовом, снежном или ледяном покрытии, если сумеете такое
отыскать. Тем не менее делается это так: поставьте машину «на
ручник», отпустите сцепление до момента, когда оно начнет
«брать» и прибавьте «газ». Для старта –
отпустите «ручник»! Весь вопрос в том, насколько прибавлять
газ и насколько резко или плавно отпускать ручник. Во всяком случае,
это дело опыта и практики. Что это дает? Быстрый и надежный старт с
минимальной пробуксовкой на сыпучем и скользком покрытии. При
отточенной технике позволяет тронуться с места очень быстро и настолько
плавно, что из стакана с колой, который держит ваш пассажир в руке, не
прольется и капли. «Если бы зимой все водители применяли
«раллийный» старт на обычных дорогах, то пробок было бы
значительно меньше», – воскликнул бы прагматик на этом
месте. Нет, это уже из области фантастики. Спокойно: такой старт
применяют только единицы искушенных мастеров, и не будем забывать, что
на раллийных машинах «ручник» имеет гидравлический привод.