Воздушные фильтры пониженного сопротивления - одна из излюбленных
тем для дискуссий среди "настройщиков". Деталька доступна, просто
монтируется, вариантов не счесть, да и... вид красивый (тоже важно!).
Но споры о пользе "нулевиков" не прекращаются. Разберемся? Вот
результаты профессиональных тестов...
...Кто-то с пеной
у рта доказывает пользу фильтра и рассказывает, что до установки машина
"не ехала", а после "тааааак поперла!", другие руководствуются
умозрительными выкладками и формулами из курса физики средней и высшей
школы, считая, что от "нулевика" не может быть никакой пользы, кроме
вреда, а третьи - не знают, что и думать. А как на самом деле?
Специалисты тюнинг-центра "Билкон" протестировали несколько фильтров
пониженного сопротивления (см. таблицу). Тестирование проводилось на
мощностном стенде Bosch. Для чистоты эксперимента и объективности ради
с каждым фильтром делали по два замера. Впрочем, особой разницы не
было, так что в таблице мы указали результаты только первых попыток. За
эталон приняли номинальную мощность автомобиля ВАЗ-21103 с 16-клапанным
двигателем объемом 1500 куб. см. Все фильтры ставили под капот именно
этой "десятки". Комплектация машины стандартная, пробег - 10500 км. С
заводским фильтром сделали четыре замера. Средний результат - 71,6 кВт
(или 94,11 л.с.) при 5320 об/мин. Скажем прямо - эта цифра удивила
всех. Ожидали получить максимум 92 "лошади". Однако тольяттинские
моторы бывают разными... Кроме того, нас интересовала не мощность как
таковая, а ее изменение в зависимости от фильтра.
Что же касается других подопытных фильтров, то можем сразу сообщить:
результаты были близки к ожидаемым. Да, в большинстве случаев фильтры
пониженного сопротивления дают прирост мощности, но... около 6-9%.
Большая прибавка оборачивается потерей мощности на "низах" и провалом в
зоне около 5000 об/мин. Физически же обычный человек не в силах
почувствовать разницу в мощности двигателя менее 5 л.с., а динамические
характеристики с фильтром и без меняются совсем уж неуловимо. Так что
потешить самолюбие могут скорее цифры на бумаге, чем реальность.
А между тем, если говорить о ценах, один фильтр пониженного сопротивления стоит как семь штатных...
С приобретением "спортивного" фильтра автолюбитель получает обязанность
регулярно (скажем, через 5000 км) промывать и пропитывать специальным
раствором, который тоже денег стоит, фильтрующий элемент (причем
выдерживая определенную технологию), что трудно сравнить с простотой
общеизвестной операцией "снял-поставил". Забывать о периодическом
обслуживании фильтра нельзя, иначе машина станет "тупой" и
"прожорливой".
Да, на "нулевик", предназначенный для открытой установки, приятно
посмотреть. Но только в первые дни. Потом он обрастает толстым слоем
грязи и пыли...
Фильтры пониженного сопротивления, которые ставят в штатные коробки
("панельные"), незаметны и потому менее популярны. Разве им
похвастаешься перед приятелями - "Смотри, чо поставил!"...
Еще об одном заблуждении. Считается, что если снять фильтр и его корпус
вовсе, мощность мотора возрастет, причем значительно. Это не так. Наши
замеры это подтверждают. Дело в том, что инженеры рассчитывают фазы
газораспределения с учетом потерь на фильтр. И с практической точки
зрения двигатель, в который попадает абразив (пыль), долго не протянет.
Преграда в виде воздушного фильтра просто необходима. Но чудес не
бывает. Снизить сопротивление потоку можно только за счет увеличения
проходных отверстий, то есть - ухудшить качество фильтрации. Игра не
стоит свеч: глупо получать скорее теоретическую прибавку мощности за
счет значительного снижения ресурса двигателя.
Большинство фильтров в этом тесте - универсальные, конусного типа.
Такая форма - не дань эстетике, она оптимальна с точки зрения практики.
Пара "конусов" - с внутренним диффузором. Как показывают замеры, такая
конструкция дает наилучшие показатели.
В общем, результаты тестов перед вами. Конечно, неплохо было бы узнать
и эффективность фильтров - интересно же, сколько пыли какой пропускает.
Но это - совсем другая история.