Задача:
определить влияние подобной “бижутерии” на эксплуатационные показатели
машины и влияние установки таких аксессуаров на аэродинамику
автомобиля, обзорность, шумы в машине, вентиляцию салона… Симпатичны, опасны, бесполезны...
Чего только не увидишь в машине автомобильного модника?
Работа
разделена на два этапа. На первом этапе эксперты оценивали каждый
навесной элемент и их сочетания в условиях реального движения. На
втором исследовали аэродинамику автомобилей ВАЗ – 2109 и ВАЗ – 2110 при
различных вариантах “обвески” в аэродинамической трубе Дирекции
технического развития ваза.
Элементы навески могут оказаться
полезными или вредными с позиций аэродинамики, и не только ее. При этом
некоторые отрицательные эффекты предсказать умозрительно, без
исследований в аэродинамической трубе, практически невозможно.
Накладка на капот
Накладка на капот, в народе именуемая “мухобойкой”. Предположительное назначение – защита ветрового стекла от насекомых.
Результаты испытаний в аэродинамической трубе: ВАЗ
– 2110 – увеличение коэффициента аэродинамического сопротивления на
0,009 (2,7%). Увеличение аэродинамической подъемной силы на передней
оси на 19,7%, на задней оси – на 10,2%. ВАЗ – 2109 - увеличение
коэффициента аэродинамического сопротивления на 0,013 (2,8%).
Увеличение аэродинамической подъемной силы на передней оси на 23%.
Результаты экспертной оценки: На
машинах с накладками комары и мошки продолжают биться о стекло и
размазываться по нему так же, как и без накладок. Реально “мухобойка”
защищает от бомбардировки только ту узкую зону, которую прикрывает.
Крепится накладка опять же не к воздуху. В узкую щель между ней и
капотом вместе с возникающим вихрем хорошо всасывается песок, удалить
который, не сняв накладку, сложно. А так как в движении и капот, и
накладка вибрируют, то песчинки оставляют на лакокрасочном покрытии все
более глубокие царапины. Плюсы – сомнительные. Минусы – некоторое
увеличение расхода топлива и аэродинамической подъемной силы; натиры на
передней кромке капота под накладкой при длительной ее эксплуатации. Резюме – “мухобойки” не просто бесполезны – в какой – то мере даже вредны.
Накладки на боковые стекла.
Предположительное назначение – уменьшает поддувание воздуха и попадание дождя в салон при открытых стеклах.
Результаты испытаний в аэродинамической трубе: На коэффициент аэродинамического сопротивления практически не влияют.
Результаты экспертной оценки: Значительно
ухудшилась обзорность из –за “расширения” рамы ветрового стекла. Через
накладки 2110 увидеть что – либо трудно – очень темные. Накладки 2109 и
вовсе не прозрачные Вместе с тем уменьшились сквозняки в салоне,
особенно при частично открытом окне, в салон меньше проникает каплей
дождя, хорошо вытягивается сигаретный дым. Плюсы – ослабление сквозняков в салоне, защита его от дождя. Минусы – ухудшение обзорности. Резюме
– меняем “шило на мыло”. Накладки улучшают воздухообмен в салоне,
ослабляют сквозняки, но достигается это ухудшением обзорности.
Спойлер на крышку багажника ВАЗ – 2110.
Предположительное назначение – “для красоты”.
Результаты испытаний в аэродинамической трубе: Снижение
коэффициента аэродинамического сопротивления на 0, 005 (1,5%) и
аэродинамической подъемной силы на передней оси на 7%, на задней – на
41,5%.
Результаты экспертной оценки: При обычной эксплуатации
изменений в поведении автомобиля не замечено. Дополнительный стоп -
сигнал на спойлере признан полезным. Плюсы – улучшение аэродинамических характеристик автомобиля. Минусы – не отмечены. Резюме – симпатично. Полезно с точки зрения аэродинамики.
Спойлер на дверь задка “Самары”.
Предположительное назначение – “для красоты”.
Результаты испытаний в аэродинамической трубе: Снижение
коэффициента аэродинамического сопротивления на 0,007 (1,5%) и
аэродинамической силы, прижимающей к дороге заднюю ось, на 14,6%. На
переднюю практически не влияет.
Результаты экспертной оценки: Изменений
в поведении автомобиля не отмечено. Несколько меньше загрязняется
стекло двери задка – спойлер частично отсекает от двери возмущенный
поток воздуха, поднимающий грязь, пыль или снег с дорожного полотна.
Дополнительный стоп – сигнал полезен. Плюсы – снижение загрязнения заднего стекла; улучшение обтекаемости автомобиля. Минусы – не отмечены. Резюме - симпатично. Полезно с точки зрения аэродинамики.
Накладки на ручки дверей автомобилей “Самара”.
Предположительное назначение – “для красоты”. Результаты испытаний в аэродинамической трубе: На коэффициент аэродинамического сопротивления практически не влияют. Результаты экспертной оценки: Ручками дверей стало труднее пользоваться – сложнее найти “курок”. Дизайн же – дело вкуса… Плюсы – нет. Минусы – нет. Резюме – сущая безделица.
Дефлектор на “затылок” “Самары”.
Предположительное назначение – уменьшение загрязнения заднего стекла
Результаты испытаний в аэродинамической трубе: На
коэффициент аэродинамического сопротивления практически не влияют.
Аэродинамическая подъемная сила при скорости 144 км/ч увеличивается на
передней оси с 21,4 до 36,5 кгс, а на задней меняется с прижимающей
(-15,5 кгс) на подъемную (35,3 кгс). Результаты экспертной оценки: Заднее
стекло в дождливую погоду загрязняется мало. Эффективность работы
дефлектора зависит от правильной установки. Отмечаются колебания
дефлектора, возникающие на определенных скоростях. Плюсы – предотвращается загрязнение заднего стекла. Минусы – значительно увеличивает аэродинамические подъемные силы. Резюме
– полезен для сохранения чистоты заднего стекла. Опасен на высоких
скоростях. Наиболее нежелателен зимой, на скользких дорогах, особенно
если на задней оси установлены нешипованные шины. Целесообразна
установка дефлектора в паре со спойлером – он позволяет значительно
компенсировать вызванную дефлектором подъемную силу на задней оси.
Защитные накладки двери для “Самары”.
Предположительное
назначение – защита лакокрасочного покрытия дверей, когда они,
открываясь, соприкасаются с “соседями” на стоянках и со стенками в
гараже. Результаты испытаний в аэродинамической трубе: На коэффициент аэродинамического сопротивления практически не влияют. Результаты экспертной оценки: Накладки
действительно оберегают от повреждений кромки дверей автомобиля при
соприкосновении со стенкой гаража или боковиной близко стоящей машины. Плюсы – назначение оправдывают. Минусы – нет. Резюме
– накладки полезны тем, кто пользуется тесными стоянками и узкими
гаражами. С точки зрения аэродинамики практически безвредны.
Спойлер рычагов стеклоочистителя для “Самары”.
Предположительное
назначение – повышение эффективности очистки стекла на высоких
скоростях благодаря дополнительному аэродинамическому прижиму к стеклу. Результаты испытаний в аэродинамической трубе: На коэффициент аэродинамического сопротивления практически не влияют. Результаты экспертной оценки: Повышения эффективности очистки стекла не отмечено. Плюсы – нет. Минусы – нет. Резюме – выброшенные деньги